Дыхательная система обладает собственными защитными механизмами против проникновения в организм патогенов. Однако эти механизмы, предотвращающие расстройства ее функционирования, и сами нуждаются в постоянной защите. Надежным барьером от серьезных патологий является своевременная профилактика заболеваний органов дыхания.

Общая информация

Медики выделяют воспалительные, аллергические и инфекционные патологии дыхательных путей. К наиболее распространенным заболеваниям органов дыхания следует отнести такие:

  • туберкулез;
  • круп;
  • гортанные спайки;
  • плеврит;
  • воспаление легких.

Обычно болезни дыхательных путей развиваются на фоне переохлаждения, воздействия химических веществ или сухого воздуха. Заражение туберкулезом происходит преимущественно воздушно-капельным путем. Основные профилактические меры заключаются в своевременной вакцинации и соблюдении режима питания. Также каждый человек обязан уделять время закаливанию организма и прохождению флюорографии.

Гортанные спайки появляются у ребенка еще во время внутриутробного развития. Помочь человеку можно только при помощи хирургического вмешательства.

Наиболее опасной инфекционной аномалией является пневмония. Меры профилактики после лечения заключаются в соблюдении специальной диеты и приеме антибиотических препаратов.

Основные профилактические рекомендации

Главными защитными механизмами человека являются кашель и чихание. Таким образом осуществляется удаление из дыхательных путей инородных агентов и скопившейся на фоне воспалительного процесса слизи. Но для того чтобы полностью защитить органы дыхания, этих механизмов недостаточно.

Профилактика заболеваний дыхательной системы осуществляется поэтапно.

  1. Укрепление защитных сил организма.
  2. Прохождение специальных процедур, способствующих улучшению работы верхних и нижних дыхательных путей.
  3. Создание благоприятных условий для функционирования системы дыхания.

Домашняя профилактика болезней органов дыхания заключается в проведении ингаляций. Горячие пары, насыщенные эфирными маслами, оказывают противовоспалительное действие на систему дыхания и обеспечивают защиту всего организма. Дома делать ингаляции можно при помощи специальных аппаратов. Огромную пользу для организма приносят природные ингаляции. Чтобы почувствовать на себе их эффект, нужно чаще гулять в парках или выезжать за город.

Также меры профилактики включают в себя выполнение дыхательной гимнастики.

Комплексы упражнений известны во многих восточных оздоровительных практиках. Усвоив наиболее подходящую методику, можно эффективно стимулировать питание органов дыхания. Правильнее всего дышать через нос. Поступая через носовую полость, воздух разогревается и избавляется от микробов.

Важно помнить о том, что чрезмерное усердие при выполнении дыхательных упражнений способствует возникновению головокружений. Поэтому предварительно желательно получить консультацию доктора.

В помещении желательно держать комнатные растения. Домашние цветы активно поглощают углекислый газ, выделяют кислород и купируют проникновение в организм человека различных вредных микроорганизмов.

Купировать развитие болезни

Профилактические меры, позволяющие предотвратить развитие патологических процессов верхних дыхательных путей, в первую очередь предполагают следование правилам бытовой и личной гигиены. Важно понимать, что пыль и грязь в доме не способствуют оздоровлению организма. Возникновение кашля вызывают «проживающие» в воздушной взвеси отходы.

Квартира должна регулярно проветриваться. Влажную уборку рекомендуется осуществлять каждый день.

С особым вниманием человек должен относиться к своей одежде и постельным принадлежностям. Бытовой мусор нужно выносить каждые 2-3 дня. Чтобы не допустить заболеваний верхних дыхательных путей, человек обязан по возможности избегать помещений с загрязненным воздухом. Вред для организма представляют не только промышленные пары, но и дым от костра, на котором сжигается мусор.

В группу риска по возникновению заболеваний верхних дыхательных путей входят лица, трудящиеся на вредных производствах. Воздух, наполненный опасными веществами, способствует как развитию серьезных заболеваний, так и усугублению хронических аномалий. Для организма будет полезно, если человек начнет самостоятельно убирать свое рабочее место.

Чаще всего заболевания верхних дыхательных путей диагностируются осенью и весной, когда иммунитет заметно ослаблен. Купировать риск их развития можно, если стараться избегать мест массового скопления людей. Также желательно регулярно надевать марлевую повязку и пить назначенные доктором витамины.

При возникновении кашля или першения в горле необходимо незамедлительно обращаться за помощью к доктору. Самолечение может только усугубить ситуацию.

Как помочь ребенку

Риск развития болезней верхних дыхательных путей существенно возрастает при скученности проживания людей. Кроме того, ребенок может заболеть, посещая садик или школу. Огромный вред для неокрепшего детского организма приносят частые поездки в автобусе или маршрутке.

Маленькие дети нередко заражаются простудой или гриппом от старших братьев и сестер. По этой причине профилактика заболеваний органов дыхания должна проводиться в группе высокого риска. К этой группе следует отнести ребят, страдающих хроническими легочными аномалиями и посещающих садик.

Чтобы не допустить развития тяжелых заболеваний, осенью и зимой детям назначается прием таких лекарств:

Все эти препараты назначаются за несколько месяцев до начала эпидемии острого респираторного заболевания. Рибомунил является бактериальным иммунокорректором. Он назначается детям от 6 месяцев. В первый месяц этот препарат нужно принимать первые четыре дня каждой недели. Курс лечения составляет 21 день. На протяжении следующих 5 месяцев рибомунил нужно давать ребенку первые четыре дня каждого месяца.

Бронхомунал является системным бактериальным иммунокорректором. Он назначается детям от полугода. Принимать препарат нужно утром перед завтраком. Курс лечения составляет 10 дней. После этого рекомендуется переждать 20 дней и начать новый десятидневный курс. При вторичном профилактическом лечении пить препарат нужно дважды в день до приема пищи.

Имудон является топическим бактериальным иммунокорректором. Он назначается детям, перешагнувшим трехлетний порог. Препарат выпускается в форме рассасывающихся таблеток. Принимать их нужно не менее четырех раз на протяжении суток. Пить следует по 1 таблетке. Курс лечения составляет 20 дней.

ИРС19 представляет собой спрей для интраназального введения. Этот препарат назначается детям от трех лет. Использовать его нужно дважды на протяжении суток. Курс лечения варьируется от двух недель до 1 месяца.

Важно понимать, что эти препараты могут вызвать побочные явления. Чаще всего от приема перечисленных медикаментов страдает пищеварительная система. Иногда возникает аллергическая реакция.

Гомеопатические препараты

Пользу для детского организма приносит применение гомеопатических лекарственных средств. С целью профилактики инфекционных заболеваний детям назначаются такие препараты:

Гомеопатические лекарственные средства не благоприятствуют возникновению побочных эффектов. Учитывая то, что они не способствуют появлению аллергической реакции, назначение гомеопатических препаратов обычно происходит в период эпидемий.

Напоследок

Купировать риск развития инфекционных заболеваний поможет регулярное посещение хорошего стоматолога и лечение зубов. Также необходимо своевременно устранять носоглоточные патологии. Огромный вред организму приносит табакокурение. Помочь себе можно, навсегда избавившись от губительной привычки.

Материалы: http://receptdolgolet.ru/profilaktika/dyxatelnaya/zabolevanij-organov-dyxaniya.html

Тема: «Учимся дышать правильно — дыхательные технологии в сохранении и укреплении соматического здоровья детей»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Консультация для педагогов ДОУ

Тема : «Учимся дышать правильно - дыхательные технологии в сохранении и укреплении соматического здоровья детей»

Подготовила : учитель-логопед Бегей И. А.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

• повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы

Различают четыре типа дыхания:

• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);

• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.

Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.

Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.

Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.

Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.

Гимнастика для развития речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Несовершенство речевого дыхания у дошкольников

• Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

• Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге, затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

• Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

• Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. В то время, как выдох происходит спокойно и плавно, через нос или рот по желанию. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте.

Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:

• Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы);

• Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;

• Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений в игровой форме. Хорошо обыграть с малышами упражнение, «превратившись» в дровосека, жука, пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятавшись от медведя, гусей-лебедей. Воспитателю необходимо самому быть эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией.

С целью систематического использования - дыхательные упражнения включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурных занятий.

При разработке комплексов необходимо учитывать:

• эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

• доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, педагоги, родители хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

(Всемирная ассоциация здравоохранения).

Прикреплённые файлы:

Лучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Визитная карточка воспитателя ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА 1. Фамилия, имя, отчество Ким Елена Кирилловна 2. Дата рождения: 15. 05.1984г. 3. Место работы: муниципальное казенное.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет "Лес. Дикие животные"

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю - МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» - сразу. Свой сайт - бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул. Мира, д.11, кв. 36 | Учредитель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 | 6+ | МААМ 2010 - 2017

Материалы: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-uchimsja-dyshat-pravilno-dyhatelnye-tehnologi-v-sohraneni-i-ukrepleni-somaticheskogo-zdorovja-detei.html