Маленькие дети сильно подвержены различным заболеваниям ввиду недостаточности их иммунной системы. Болезни ЛОР-органов, например, бронхиты, пневмонии достаточно распространены как среди грудничков, так и у более старших детей. Лечение подобных заболеваний, конечно же, предполагает использование медикаментозных препаратов.

Дополнить терапию можно народными средствами. Однако мало кто из родителей знает, что существует специальная дыхательная гимнастика, которая помогает при пневмонии, ведь ее упражнения специально разработаны для восстановления системы ЛОР-органов.

Польза физкультуры для детей всех возрастов

Несмотря на то что методика основывается на выполнении простых упражнений, многие родители отмечают ее высокую эффективность. В комплексе с другими видами терапии она существенно ускоряет выздоровление, а также отлично себя зарекомендовала как профилактическая мера.

Высокая эффективность объясняется тем, что кислород во время занятий начинает активно поступать в кровь. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности нервной, сосудистой, пищеварительной и дыхательной системы, а также головном мозге.

Упражнения дыхательной гимнастики для совсем маленьких и дошкольников отлично укрепляют иммунитет. Они позволяют развивать еще несовершенную дыхательную систему. Особенно хорошо сказываются занятия такого рода на тех, кто часто страдает бронхитами, простудными заболеваниями, а также бронхиальной астмой.

Врачи назначают такую терапию в комплексе с лекарственной и физиотерапевтической при патологиях дыхательной системы. Применение методики улучшает течение заболеваний, уменьшает риск осложнений и ускоряет выздоровление.

Противопоказания к занятиям

Несмотря на множество положительных эффектов, дыхательная гимнастика показана не всем малышам. Не рекомендуется заниматься таковой с детьми, имеющими выраженный остеохондроз в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника и головного мозга, высокое внутричерепное, глазное или артериальное давление.

Также они противопоказана детям, страдающим частыми кровотечениями. Не всегда нужно полностью исключать тренировки, некоторые упражнения разрешены и будут сказываться только положительно, поэтому необходимо проконсультироваться у специалиста. Он подберет максимально безопасные и эффективные.

Дыхательные упражнения специально для детей

Комплекс учит ребенка наполнять воздухом легкие, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе полностью освобождать их, буквально выталкивая его сжиманием. Как известно, когда ребенок не дышит полной грудью, в легких остается незначительное количество отработанного воздуха, который препятствует поступлению нового в необходимом количестве.

Специалисты ЛФК рекомендуют проводить занятия ежедневно в течение 10-15 минут. Согласитесь, совсем недолго. Зарядку делают дважды в сутки, например, утром и вечером. При этом после ужина должно пройти не меньше часа. Можно заниматься перед утренней зарядкой, то есть включить дыхательные упражнения в привычный комплекс.

Важный момент – заинтересованность малыша. Дыхательные упражнения могут показаться ему достаточно скучными и очень сложными. Родители, например, могут придумать каждому движению смешное название, проводить тренировку в игровой форме. Попросите ребенка взять свои игрушки, а также занимайтесь зарядкой вместе с ним.

В теплое время года лучше заниматься по методике на свежем воздухе, а в холодное – проветрить комнату перед выполнением комплекса.

Кроме того, родители должны постоянно наблюдать за ребенком, чтобы не допустить появления признаков гипервентиляции легких – изменения цвета лица, чувство покалывания в руках и ногах, учащенное дыхание, дрожание кистей. При возникновении перечисленных симптомов необходимо прекратить занятие.

На первых порах у малыша может кружиться голова. В такой ситуации необходимо сделать следующее: сложить ладошки « ковшиком », поднести к лицу и дать малышу несколько раз глубоко вдохнуть. Затем можно вернуться к привычным занятиям.

Дыхательные упражнения при бронхите и других ЛОР-заболеваниях

Любые упражнения такого рода должны выполняться в соответствии с некоторыми правилами:

  • Вдох делается только через нос;
  • Щеки не надуваются, в начале их можно придерживать ладошками;
  • Нельзя поднимать плечи на вдохе;
  • Выдох обязательно длительный и плавный.

Комплекс для детей от 2 до 4 лет

« Шарик ». Исходное положение ( далее ИП ) – малыша кладут на спинку, ручки складывают на животе. На вдохе он должен медленно надуть живот шариком, а на выдохе таким же образом его сдуть.

« Волна ». ИП – лежа на спине, ноги свести вместе, руки положить вдоль туловища. На вдохе руки поднимаются и отводятся назад. Они должны коснуться пола за головой. На выдохе возвращаются в исходное положение. При этом ребенок должен произнести « Вни-и-и-з ».

« Часики ». ИП – стоя, руки опущены, ножки на ширине плеч. Ребенок должен изображать часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, и говорить « тик-так ».

« Водолаз ». Малыш должен представлять, что он погружается под воду. Необходимо задержать дыхание насколько это возможно. Обязательно дышать не ртом, а носиком.

« Паровозик ». Ребенок имитирует паровоз. Стоя, он должен делать поочередные движения руками, произнося «чух-чух», а останавливаясь, говорить « ту-ту ».

« Вырасту большим ». ИП – стоя прямо, ножки вместе. Руки сначала поднимаются в стороны, затем вверх. При вдохе поднимаются на носочки и потягиваются. На выдохе руки опускаются, и ребенок становится на ступни. При этом он должен говорить « Ух ».

Каждое упражнение повторяется по 4-6 раз. Между ними можно делать небольшие перерывы, если малыш устает.

Комплекс для дошкольников

  • « Хомячок ». Нужно надуть щечки и пройти так несколько шагов, затем повернуться и похлопать по ним, выпуская воздух;
  • « Одуванчик и розочка ». ИП – стоять прямо. « Нюхаем розу » — глубокий вдох носом, «дуем на одуванчик» — максимально выпускаем воздух;
  • « Ворона ». ИП – стоя, руки опущены, ноги немного расставлены. На вдохе руки широко разводятся в стороны, имитируя крылья, на выдохе они медленное опускаются со словом «каррр»;
  • « Курочка ». ИП – сидя на стуле с опущенными руками. Делается быстрый вдох, руки сгибаются к подмышкам, ладонями вверх. На выдохе их опускают вниз, повернув ладони в противоположную сторону.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей играют важную роль в лечении заболеваний, закаливании и оздоровлении, поэтому к выбору комплекса нужно подходить обдуманно и ответственно.

При разработке комплекса учитывается эффективность каждого упражнения, доступная степень сложности, степень влияния на дыхательную мускулатуру, вентиляцию всех отделов легких, развитие и укрепление верхних дыхательных путей.

Систематическое выполнение должно включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультуры. Его назначают при пневмонии и других заболеваниях. Если врач не назначил такой терапии, родители должны сами попросить его об этом, особенно, если малыш часто болеет.

Легкие – не только часть дыхательной системы. Эти органы влияют на регуляцию температуры тела. Они помогают синтезировать физиологически активные вещества, которые участвуют в процессе метаболизма, а также влияют на свертываемость крови.

Материалы: http://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/dyxatelnaya-gimnastika-dlya-detej-metod-borby-s-lor-zabolevaniyami

1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

5.Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

6.Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Дыхание бывает следующих видов:

• нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;

• среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;

• верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;

• смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачев

Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.

Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.

Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.

Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.

Это гимнастика для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.

Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности; на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используют 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке или после НОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении можно проводить целые комплексы дыхательной гимнастики.

• Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы) ;

• Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;

• Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.

- Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут.

- Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.

- Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.

- Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.

Рекомендуем посмотреть:

Спасибо за неравнодушие к здоровьесбережению дошкольников. +1!

Материалы: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vjacheslavovna-pogorelova/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-zdorovesberegayuschie-tehnologi.html